Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»

Адрес456654, Российская Федерация, Челябинская область, Копейск, Коммунистическая, 27

Контакты администрации +7(35139)41066 sh23@kopeysk-uo.ru

Воспитательная работа

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

  • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
  • интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
  • корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Идеология системы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
  • успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
  • успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);
  • успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
  • успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
  • успешность – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;
  • успешность – это атрибут ученика, и учителя как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
  • успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:

  • поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально – психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;
  • обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
  • существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
  • восприятие и детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
  • создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;
  • использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;
  • моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;
  • создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.

Воспитательная система - ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цель воспитательной системы является значимой для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка.

Работая над целью, которая звучит, возможно, достаточно широко (всестороннее развитие личности школьника, развитие творческих и лидерских способностей для успешной социализации выпускника), мы стараемся развиваться во всех направлениях, которые выделяем достаточно условно, так как они взаимопроникают друг в друга на этапе реализации тех или иных событий, школьных и городских конкурсов, акций. При планировании работы на месяц, триместр или год мы закладываем мероприятия, которые бы в равной степени были направлены как на интеллектуальное развитие участников образовательных отношений, так и на художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физическое и т.д. 

Взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система - это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Индивидуально и совместно в школе работают органы ученического самоуправления (Интеллектуально-Творческий Союз, ИТС),  детский пресс-центр «Журавушка»,  Совет школы.

Развита система дополнительного образования, на базе школы работает творческая организация «Студия Роста» (вокал, хореография, сценическое мастерство), образцовый хореографический коллектив «Солнышко», секции - «Легкая атлетика», «Шахматы» и др. Педагоги дополнительного образования – активные участники образовательных отношений, огромная поддержка во всех начинаниях. В любых мероприятиях и событиях школы и города, будь то «Краса Копейска», «Молодой лидер», «Самый классный классный»,  «Конференция Отцов», «Фестиваль семей», детско-взрослые проекты и др. – опора и двигатель.

         Традиционными в школе являются следующие праздники, КТД:

  • Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» (День Знаний)
  • Праздник для первоклассников «Посвящение в ученики»
  • День учителя  «Спасибо Вам, учителя!»
  • Предметные декады.
  • Агитбригады по ПДД и ЗОЖ
  • Конкурсы «Знатоки дорожных знаков», «Юный регулировщик», «Лучший отряд ЮИД»
  • Конкурс Чтецов
  • Конкурсы сочинений «Герои Отечества – наши земляки», «Моя семья в судьбе страны» и др.
  • Театрализованные новогодние праздники и конкурсы, акция «Новогодний серпантин»
  • Фестиваль семей
  • Конференция отцов
  • Зарница и Зарничка
  • Военно-патриотическая игра «А ну-ка, парни!»
  • Конкурсы прикладного творчества
  • Конференция НОУ
  • Фестиваль наук
  • КТД «Две Звезды» (праздничный концерт к 8 марта)
  • Парад Планет, 1-4 классы (конкурс на лучшую организацию классного самоуправления)
  • Школьная страна,  5-11 классы  (конкурс на лучшую организацию классного самоуправления)
  • КТД «Парад Победы»
  • Акция «Марш бессмертного полка»
  • «Мисс и Мистер школы»
  • «Честь школы – Твоя честь!»
  • Праздники Последнего звонка
  • Выпускной бал
  • Месячники и акции «Образование всем детям», «К защите Родины готов!», «Защита», «Подросток», «Здоровый город» и др.
  • Акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца».
  • Ежемесячные выпуски школьной газеты «Star com City» и «Веселый лучик», телевыпуски «L!ve TV23»

Следует подчеркнуть, что воспитательная система - открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Мы поддерживаем партнерские отношения с учреждениями дополнительного образования Копейска, Челябинска и, конечно, поселка: ДК имени Маяковского, ДЮК «Бригантина», Библиотекой семейного чтения и др. Организация классных часов, совместных проектов (Благотворительный марафон в поддержку онкобольных детей, благотворительные ярмарки)

Во всем этом многообразии дел, событий, традиций школы родители – активные инициаторы и участники. За последнее время ни одно мероприятие не проходит без активного участия наших родителей. Парад победы, концерты, праздники, конкурс семейного творчества «Наш выход!», конференции, активная работа в классах… – всех дел не перечесть. Участие во всероссийской акции «Марш бессмертного полка» жителей поселка, проход по главной улице, митинг у ДК организовали наши отцы, запланировали они это на 4-ой Конференции Отцов. И таких примеров активного участия в управлении школой через события, через работу Школьного совета огромное количество.

Выпускник, благодаря всем средствам реализации воспитательной работы, в процессе учебной деятельности формирует способность планировать свою жизнь в соответствии с поставленными целями, принимать решения. Чтобы эти цели были им осмыслены, чтобы решения были верными, работает также и социально-психологическая служба.

Любое занятие по душе, участие в соуправлении школой, детско-взрослая общность, верность традициям и планирование новых проектов – все это работает на успешную социализацию, самоопределение и самопознание наших детей.

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить следующие этапы:

1 этап – становление системы (проектный) – 2015/2017 гг.

  • в качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия;
  • разработка модели воспитательной системы, ее теоретической концепции;
  • формирование коллектива единомышленников;
  • отбор ведущих педагогических идей;
  • педагогический поиск;
  • формирование стиля отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • наработка технологий;
  • зарождение традиций;
  • установление взаимосвязей с окружающей средой;
  • решение проблем материально – технического и нормативно – методического обеспечения.

2 этап – функционирование системы – 2017/2019 уч. г.

  • развитие школьного коллектива;
  • развитие органов соуправления;
  • определение ведущих видов деятельности;
  • определение приоритетных направлений функционирования системы;
  • отработка наиболее эффективных педагогических технологий;
  • согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов, когда последний становится инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива;
  • количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;
  • повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;
  • создание условий для разработки школьных программ развития воспитания;
  • оформление воспитательных систем классов.

3 этап – развитие – 2019/2021 уч. г.

  • школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
  • в центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений;
  • накапливаются и передаются традиции;
  • воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
  • обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся в школы по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспективы и путей дальнейшего развития;
  • возможна перестройка отдельных компонентов воспитательной системы, возможны изменения социального заказа, условий развития воспитательной системы, обновление содержания, что может быть обусловлено развитием педагогики.

Особенности организации воспитания на разных ступенях образования

I ступень воспитательной работы –  начальная школа (1-4 классы) –

«Парад планет»

Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени - формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями,  педагогами.

Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.

Процесс формирования Человека-гражданина у младших школьников строится с учётом пока ещё ограниченного у них жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят об окружающем мире, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности и взаимоотношениях в коллективе. Необходимо опираться на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость обучающихся в этом возрасте.

Основные задачи воспитательной работы с обучающимися начальных классов:

  • адаптация ребенка к условиям школьной жизни;
  • ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческому этикету и овладению им;
  • создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;
  • воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;
  • формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
  • привитие санитарно-гигиенических навыков;
  • воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья

Формы работы: классные часы; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; игры, праздники, викторины; беседы; выставки рисунков и поделок.

Особенностью управления классными коллективами в начальной школе является мониторинговая система отслеживания успешности детей в урочной и внеурочной деятельности – «Парад планет». Каждый класс начальной школы – это планета, которая имеет своё название, девиз, свои законы и правила,  органы самоуправления. Каждая планета на протяжении учебного года зарабатывает баллы, принимая активное участие в жизни класса, школы, города, области. В конце года эти баллы суммируются и определяются классы-победители по номинациям: «Самый умный класс», «Самый активный класс». Традиционными мероприятиями данного периода являются: смотр-конкурс классных коллективов «Парад планет», конкурс классных уголков.

II ступень воспитательной работы – основная школа (V- VIII классы)-

«Школьная страна»

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов.

Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.

Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.

Основные задачи воспитательной работы с подростками V-VIII классов:

  • формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;
  • развитие самосознания и культуры самовоспитания;
  • приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, вос­питание гражданственности;
  • формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
  • формирование экономического мышления.

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; беседы; диспуты, тренинги.

Особенностью управления классными коллективами в основной школе является мониторинговая система отслеживания успешности детей в урочной и внеурочной деятельности – «Школьная страна».  Из огромного количества планет ученики начальной школы образуют свою школьную страну. В этой школьной стране появляются города, с собственным мэром и администрацией. Мэры и заместители принимают активное участие по соуправлению  «Школьной страной», посещают заседания школьной организации «Интеллектуально-творческий союз».

III ступень воспитательной работы – средняя школа (IX-XI классы)

«Лидер Сити»

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. Главными задачами самовоспитания в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства.

Основные задачи воспитательной работы с подростками IX-XI классов:

  • расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;
  • формирование отношения человека к обществу;
  • развитие творчества и самотворчества;
  • формирование навыков безопасного поведения;
  • формирование навыков коллективной творческой деятельности;
  • формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.
  • становление и самоактулизация личности

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; беседы; диспуты, тренинги, проекты.

Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, необходимыми качествами делового человека;
  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем.

Особенностью управления классными коллективами в основной полной школе «Лидер Сити» является самостоятельное инициирование мероприятий и проектов, помощь в их организации и проведении, посещение городской школы лидера, участие в школьных и городских конкурсах «Ученик года», «Молодой лидер г. Копейска».   

 Условия успешной реализации воспитательной системы

  1. Кадровое обеспечение

       Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.

       Педагоги посещают школьные и городские  семинары,  на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.

       Педагоги нашей школы работают по методике С.Г. Молчанова «Духовные скрепы», принимают участие в конкурсе профессионального мастерства «Самый классный классный»

  1. Программно-методическое обеспечение
    • разработка программ и их апробация;
    • разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
    • разработка образцов текущей документации и их оформление;
    • подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
    • разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д ;
    • разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
  1. Материальное обеспечение

В школе работают кружки и секции, спортивный зал, актовый зал, хореографический зал,  спортивные площадки на улице.

  • Технические средства:
  • АРМ;
  • музыкальные проигрыватели, магнитофоны;
  • телевизоры;
  • интерактивные доски;
  • компьютеры, ноутбуки;
  • Музыкальные инструменты:
  • фортепиано;
  • баян;
  • синтезатор;
  • Спортивное оборудование:
  • настольные игры;
  • мячи, обручи, скакалки;
  • стол и комплекты для тенниса;
  • шахматы;
  • шашки;
  • маты

Информационное обеспечение

Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. В школе существует пресс-центр «Журавушка», который размещает материалы на сайте ОУ 

и официальной группе сети ВКонтакте «Самая лучшая школа на свете – Школа 23» https://vk.com/schkola23

Газеты «Star com City» и «Веселый лучик» размещаются на стендах.

Результативность воспитательной системы

 Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.

Первый критерий –   самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.

Второй критерий –    удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

Третий критерий –    конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений Копейского городского округа.

Критерии оценки

Показатели

Инструментарий

Эмоциональное состояние

Состояния:

Тревожность

Регидность

Агрессия

Фрустрация

Анкетирование

Корректировка планов работы

Удовлетворенность участников образовательного процесса деятельностью ОУ

 

  Удовлетворенность:

- Условиями ОП

- Работой классного руководителя

- Качеством обучения

- Качеством проведения воспитательной работы

Анкетирование

Анализ результатов

Корректировка по необходимости

Методики

Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

 

Эффективность работы классного руководителя

 

Функции:

Аналитико-прогностическая

Организационно-координирующая

Коммуникативная

Контролирующая

Отчетность классных руководителей

Заполнение и анализ карты эффективности деятельности классного руководителя

Конкурс «Самый классный классный»

Уровень внеурочной занятости

 

Занятость учащихся во внеурочное время

Записи в журналах

Сохранение контингента

Распределение по направлениям

Мониторинг

Уровень воспитанности

 

Отношение к:

Обществу, культуре

Труду

К людям

К себе

Анкетирование

Наблюдение за обучающимся

Методика С.Г. Молчанова в рамках реализации программы «Духовные скрепы»

 

 

Уровень социальной зрелости выпускника

 

 

Ценностные ориентации

Мотивация выбора

Прогнозирование жизни

Позиция по отношению к общественно-политическим, социально – культурным, экономическим процессам

Анкетирование

Отслеживание «послешкольного»

образования

Отслеживание дальнейшей жизненной успешности

Уровень развития ученического самоуправления

 

 

Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

Организованность классного коллектива

Ответственность членов классного коллектива за свои дела

Анкетирование

Анализ ситуации

Рейтинг участия классных коллективов и детей

Конкурсы «Класс года», «Ученик года»

Система выборов

 

Уровень физического состояния школьника

 

Индекс здоровья

Уровень физического развития

Ежедневный контроль посещаемости

Медицинский осмотр

Вакцинация

Анкетирование

Анализ ситуации

Сдача норм ГТО

Участие субъектов образовательного процесса в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня

Количество участников

Результат участия

Качество представленных работ

Степень самовыражения, самоопределения

Отчеты классных руководителей, учителей предметников, педагогов дополнительного образования

Рейтинг качества классных, общешкольных, межшкольных  мероприятий

 

Уровень подготовки

Степень активности

Формы креативного выражения.

Эффективность мероприятия в системе работы

Ранжирование

Отчеты классных руководителей, педагогов дополнительного образования

Анализ мероприятий

Система свободного выбора

Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

  • умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
  • умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
  • умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.);
  • умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социальной среде и проработать перспективы своего культурного роста;
  • знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
  • умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.  

ГИМН ШКОЛЫ