Адрес456654, Челябинская область, Копейск, Коммунистическая, 27
Воспитательная работа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
- компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Идеология системы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
- успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);
- успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
- успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
- успешность – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;
- успешность – это атрибут ученика, и учителя как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
- успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:
- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально – психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;
- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
- восприятие и детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;
- использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;
- моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;
- создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.
Воспитательная система - ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цель воспитательной системы является значимой для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка.
Работая над целью, которая звучит, возможно, достаточно широко (всестороннее развитие личности школьника, развитие творческих и лидерских способностей для успешной социализации выпускника), мы стараемся развиваться во всех направлениях, которые выделяем достаточно условно, так как они взаимопроникают друг в друга на этапе реализации тех или иных событий, школьных и городских конкурсов, акций. При планировании работы на месяц, триместр или год мы закладываем мероприятия, которые бы в равной степени были направлены как на интеллектуальное развитие участников образовательных отношений, так и на художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физическое и т.д.
Взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система - это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Индивидуально и совместно в школе работают органы ученического самоуправления (Интеллектуально-Творческий Союз, ИТС), детский пресс-центр «Журавушка», Совет школы.
Развита система дополнительного образования, на базе школы работает творческая организация «Студия Роста» (вокал, хореография, сценическое мастерство), образцовый хореографический коллектив «Солнышко», секции - «Легкая атлетика», «Шахматы» и др. Педагоги дополнительного образования – активные участники образовательных отношений, огромная поддержка во всех начинаниях. В любых мероприятиях и событиях школы и города, будь то «Краса Копейска», «Молодой лидер», «Самый классный классный», «Конференция Отцов», «Фестиваль семей», детско-взрослые проекты и др. – опора и двигатель.
Традиционными в школе являются следующие праздники, КТД:
- Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» (День Знаний)
- Праздник для первоклассников «Посвящение в ученики»
- День учителя «Спасибо Вам, учителя!»
- Предметные декады.
- Агитбригады по ПДД и ЗОЖ
- Конкурсы «Знатоки дорожных знаков», «Юный регулировщик», «Лучший отряд ЮИД»
- Конкурс Чтецов
- Конкурсы сочинений «Герои Отечества – наши земляки», «Моя семья в судьбе страны» и др.
- Театрализованные новогодние праздники и конкурсы, акция «Новогодний серпантин»
- Фестиваль семей
- Конференция отцов
- Зарница и Зарничка
- Военно-патриотическая игра «А ну-ка, парни!»
- Конкурсы прикладного творчества
- Конференция НОУ
- Фестиваль наук
- КТД «Две Звезды» (праздничный концерт к 8 марта)
- Парад Планет, 1-4 классы (конкурс на лучшую организацию классного самоуправления)
- Школьная страна, 5-11 классы (конкурс на лучшую организацию классного самоуправления)
- КТД «Парад Победы»
- Акция «Марш бессмертного полка»
- «Мисс и Мистер школы»
- «Честь школы – Твоя честь!»
- Праздники Последнего звонка
- Выпускной бал
- Месячники и акции «Образование всем детям», «К защите Родины готов!», «Защита», «Подросток», «Здоровый город» и др.
- Акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца».
- Ежемесячные выпуски школьной газеты «Star com City» и «Веселый лучик», телевыпуски «L!ve TV23»
Следует подчеркнуть, что воспитательная система - открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Мы поддерживаем партнерские отношения с учреждениями дополнительного образования Копейска, Челябинска и, конечно, поселка: ДК имени Маяковского, ДЮК «Бригантина», Библиотекой семейного чтения и др. Организация классных часов, совместных проектов (Благотворительный марафон в поддержку онкобольных детей, благотворительные ярмарки)
Во всем этом многообразии дел, событий, традиций школы родители – активные инициаторы и участники. За последнее время ни одно мероприятие не проходит без активного участия наших родителей. Парад победы, концерты, праздники, конкурс семейного творчества «Наш выход!», конференции, активная работа в классах… – всех дел не перечесть. Участие во всероссийской акции «Марш бессмертного полка» жителей поселка, проход по главной улице, митинг у ДК организовали наши отцы, запланировали они это на 4-ой Конференции Отцов. И таких примеров активного участия в управлении школой через события, через работу Школьного совета огромное количество.
Выпускник, благодаря всем средствам реализации воспитательной работы, в процессе учебной деятельности формирует способность планировать свою жизнь в соответствии с поставленными целями, принимать решения. Чтобы эти цели были им осмыслены, чтобы решения были верными, работает также и социально-психологическая служба.
Любое занятие по душе, участие в соуправлении школой, детско-взрослая общность, верность традициям и планирование новых проектов – все это работает на успешную социализацию, самоопределение и самопознание наших детей.
В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить следующие этапы:
1 этап – становление системы (проектный) – 2015/2017 гг.
- в качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия;
- разработка модели воспитательной системы, ее теоретической концепции;
- формирование коллектива единомышленников;
- отбор ведущих педагогических идей;
- педагогический поиск;
- формирование стиля отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- наработка технологий;
- зарождение традиций;
- установление взаимосвязей с окружающей средой;
- решение проблем материально – технического и нормативно – методического обеспечения.
2 этап – функционирование системы – 2017/2019 уч. г.
- развитие школьного коллектива;
- развитие органов соуправления;
- определение ведущих видов деятельности;
- определение приоритетных направлений функционирования системы;
- отработка наиболее эффективных педагогических технологий;
- согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов, когда последний становится инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива;
- количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;
- повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;
- создание условий для разработки школьных программ развития воспитания;
- оформление воспитательных систем классов.
3 этап – развитие – 2019/2021 уч. г.
- школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
- в центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений;
- накапливаются и передаются традиции;
- воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
- обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся в школы по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспективы и путей дальнейшего развития;
- возможна перестройка отдельных компонентов воспитательной системы, возможны изменения социального заказа, условий развития воспитательной системы, обновление содержания, что может быть обусловлено развитием педагогики.
Особенности организации воспитания на разных ступенях образования
I ступень воспитательной работы – начальная школа (1-4 классы) –
«Парад планет»
Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени - формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами.
Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.
Процесс формирования Человека-гражданина у младших школьников строится с учётом пока ещё ограниченного у них жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят об окружающем мире, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности и взаимоотношениях в коллективе. Необходимо опираться на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость обучающихся в этом возрасте.
Основные задачи воспитательной работы с обучающимися начальных классов:
- адаптация ребенка к условиям школьной жизни;
- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- приобщение обучающихся к общечеловеческому этикету и овладению им;
- создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;
- воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;
- формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
- привитие санитарно-гигиенических навыков;
- воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья
Формы работы: классные часы; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; игры, праздники, викторины; беседы; выставки рисунков и поделок.
Особенностью управления классными коллективами в начальной школе является мониторинговая система отслеживания успешности детей в урочной и внеурочной деятельности – «Парад планет». Каждый класс начальной школы – это планета, которая имеет своё название, девиз, свои законы и правила, органы самоуправления. Каждая планета на протяжении учебного года зарабатывает баллы, принимая активное участие в жизни класса, школы, города, области. В конце года эти баллы суммируются и определяются классы-победители по номинациям: «Самый умный класс», «Самый активный класс». Традиционными мероприятиями данного периода являются: смотр-конкурс классных коллективов «Парад планет», конкурс классных уголков.
II ступень воспитательной работы – основная школа (V- VIII классы)-
«Школьная страна»
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов.
Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.
Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.
Основные задачи воспитательной работы с подростками V-VIII классов:
- формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;
- развитие самосознания и культуры самовоспитания;
- приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;
- формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
- формирование экономического мышления.
Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; беседы; диспуты, тренинги.
Особенностью управления классными коллективами в основной школе является мониторинговая система отслеживания успешности детей в урочной и внеурочной деятельности – «Школьная страна». Из огромного количества планет ученики начальной школы образуют свою школьную страну. В этой школьной стране появляются города, с собственным мэром и администрацией. Мэры и заместители принимают активное участие по соуправлению «Школьной страной», посещают заседания школьной организации «Интеллектуально-творческий союз».
III ступень воспитательной работы – средняя школа (IX-XI классы)
«Лидер Сити»
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. Главными задачами самовоспитания в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства.
Основные задачи воспитательной работы с подростками IX-XI классов:
- расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;
- формирование отношения человека к обществу;
- развитие творчества и самотворчества;
- формирование навыков безопасного поведения;
- формирование навыков коллективной творческой деятельности;
- формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.
- становление и самоактулизация личности
Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; беседы; диспуты, тренинги, проекты.
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
- быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
- инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, необходимыми качествами делового человека;
- потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
- умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем.
Особенностью управления классными коллективами в основной полной школе «Лидер Сити» является самостоятельное инициирование мероприятий и проектов, помощь в их организации и проведении, посещение городской школы лидера, участие в школьных и городских конкурсах «Ученик года», «Молодой лидер г. Копейска».
Условия успешной реализации воспитательной системы
- Кадровое обеспечение
Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.
Педагоги посещают школьные и городские семинары, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.
Педагоги нашей школы работают по методике С.Г. Молчанова «Духовные скрепы», принимают участие в конкурсе профессионального мастерства «Самый классный классный»
- Программно-методическое обеспечение
- разработка программ и их апробация;
- разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
- разработка образцов текущей документации и их оформление;
- подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
- разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д ;
- разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
- Материальное обеспечение
В школе работают кружки и секции, спортивный зал, актовый зал, хореографический зал, спортивные площадки на улице.
- Технические средства:
- АРМ;
- музыкальные проигрыватели, магнитофоны;
- телевизоры;
- интерактивные доски;
- компьютеры, ноутбуки;
- Музыкальные инструменты:
- фортепиано;
- баян;
- синтезатор;
- Спортивное оборудование:
- настольные игры;
- мячи, обручи, скакалки;
- стол и комплекты для тенниса;
- шахматы;
- шашки;
- маты
Информационное обеспечение
Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. В школе существует пресс-центр «Журавушка», который размещает материалы на сайте ОУ
и официальной группе сети ВКонтакте «Самая лучшая школа на свете – Школа 23» https://vk.com/schkola23
Газеты «Star com City» и «Веселый лучик» размещаются на стендах.
Результативность воспитательной системы
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Третий критерий – конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений Копейского городского округа.
Критерии оценки |
Показатели |
Инструментарий |
Эмоциональное состояние |
Состояния: Тревожность Регидность Агрессия Фрустрация |
Анкетирование Корректировка планов работы |
Удовлетворенность участников образовательного процесса деятельностью ОУ
|
Удовлетворенность: - Условиями ОП - Работой классного руководителя - Качеством обучения - Качеством проведения воспитательной работы |
Анкетирование Анализ результатов Корректировка по необходимости Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
|
Эффективность работы классного руководителя
|
Функции: Аналитико-прогностическая Организационно-координирующая Коммуникативная Контролирующая |
Отчетность классных руководителей Заполнение и анализ карты эффективности деятельности классного руководителя Конкурс «Самый классный классный» |
Уровень внеурочной занятости
|
Занятость учащихся во внеурочное время |
Записи в журналах Сохранение контингента Распределение по направлениям Мониторинг |
Уровень воспитанности
|
Отношение к: Обществу, культуре Труду К людям К себе |
Анкетирование Наблюдение за обучающимся Методика С.Г. Молчанова в рамках реализации программы «Духовные скрепы»
|
Уровень социальной зрелости выпускника
|
Ценностные ориентации Мотивация выбора Прогнозирование жизни Позиция по отношению к общественно-политическим, социально – культурным, экономическим процессам |
Анкетирование Отслеживание «послешкольного» образования Отслеживание дальнейшей жизненной успешности |
Уровень развития ученического самоуправления
|
Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность Организованность классного коллектива Ответственность членов классного коллектива за свои дела |
Анкетирование Анализ ситуации Рейтинг участия классных коллективов и детей Конкурсы «Класс года», «Ученик года» Система выборов
|
Уровень физического состояния школьника
|
Индекс здоровья Уровень физического развития |
Ежедневный контроль посещаемости Медицинский осмотр Вакцинация Анкетирование Анализ ситуации Сдача норм ГТО |
Участие субъектов образовательного процесса в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня |
Количество участников Результат участия Качество представленных работ Степень самовыражения, самоопределения |
Отчеты классных руководителей, учителей предметников, педагогов дополнительного образования |
Рейтинг качества классных, общешкольных, межшкольных мероприятий
|
Уровень подготовки Степень активности Формы креативного выражения. Эффективность мероприятия в системе работы |
Ранжирование Отчеты классных руководителей, педагогов дополнительного образования Анализ мероприятий Система свободного выбора |
Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:
- умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
- умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
- умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.);
- умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социальной среде и проработать перспективы своего культурного роста;
- знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
- умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.

ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕМ ДЕТЯМ-2019 ШКОЛЬНЫЙ ПРИКАЗ
06.09.2019